Как понять, о чем он постоянно говорит? Рассказывает новости, делится впечатлениями, жалуется, задает вопросы. Прислушайтесь к его голосу, к его словам, интонациям, в чем суть его послания? Как разобраться с его чувствами, эмоциями, потребностями, нуждами… Для этого мало ушей, надо включить свое внимание, уделить время, проявить интерес к своему ребенку. И ему есть что сказать! Он многое видит, слышит, понимает. Он готов поделиться с нами своими мыслями и переживаниями.
Давайте разберемся, делаем ли мы это действительно, когда нам кажется, что мы слушаем своего ребёнка? Для того, чтобы слушать и услышать нужны как минимум две вещи — время и внимание к собеседнику. Бывает так, что нам, взрослым, важно чтобы они услышали (и слушались) нас. А как же нам услышать их?
Кейс 1.1
Р (ребенок): Мам, у нас контрольная сегодня была по математике! Такая трудная! Я …
М (мама): Ты всё решил?
Р: Мам, погоди, я перед контрольной договорился с другом, что мы…
М: Ты всё решил?
Р: Мам, да послушай! Мы с Антохой после первых решённых примеров …
М: Ты можешь мне ответить на простой вопрос?! Ты всё решил или нет?
Кто-нибудь узнал себя в этом диалоге? А какие чувства возникают у вас, когда вы читаете этот кейс? Давайте разберемся в ошибках родителя в этой коммуникации с ребенком.
Ошибка 1 — Мама перебивает ребёнка, не дослушав его до конца (пребывая в нетерпении узнать результат).
Ошибка 2 — Мама «отмахивается» от темы сообщения сына, как незначительной, неважной, не стоящей внимания.
Добрый день, дорогие мамы и папы. Вы уверены, что вы умеете слушать своего ребенка?
— Конечно! — подтвердите вы — что за вопрос?!
— Нет ничего проще, — скажут одни, — ведь для этого у нас есть уши.
— Мы только и делаем, что слушаем его — скажут другие — он же постоянно что-то говорит.
— Он что-то говорит, но что он может сказать, чтобы я его слушал — скажут третьи — мал еще.
И все будут правы, но только отчасти.
Потому что слушать ребенка — непросто. У него может быть очень громкий или тихий голос, так и хочется одернуть «не кричи» или «говори тише», путаная речь «скажи четко, что ты мямлишь!». А тут еще свои дела и мысли «мне некогда»…
Кейс 2.1
Р: Мама, представляешь, а у нас сегодня классный час отменили.
М: А ты, конечно, обрадовался и скорее бежать с друзьями за школу в футбол играть!
Р: Вообще-то я расстроился! Я так готовился к докладу про египетские пирамиды и толстые книжки в школу принёс. А классного часа не было.
М: Вечно ты жалуешься, что у тебя портфель тяжёлый!
Ошибка 1 - Мама «читает» мысли ребёнка и делает из его высказывания свои выводы и умозаключения.
Ошибка 2 - она их тут же озвучивает.