На бытовом уровне кажется, что ребенок непостоянен — «он сам не знает, что ему надо», «выбери, наконец». И это действительно так — ребенок, которому 3−5-7 лет действительно пока не знает, что ему надо. Ему надо попробовать! Он мало знает о мире, у него мало опыта. Ведь только на основе пробы и опыта человек может сделать выбор. Если перевести «хотелки» ребенка на «научный» язык, то это будет звучать как «личностный интерес», «инициатива», «мечта» и даже просто «фантазия». Фрагменты, образы, факты реального мира цепляют его то красивой картинкой, то перспективой, то движением или звуком. «Много что хочу!» Как в этом многообразии разобраться и выбрать правильное направление?
Проще всего при выборе направления движения ориентироваться по карте. Ресурсное картирование — это построение карты возможностей для реализации интересов ребенка. Результат этой работы — это карта мест возможности реализации интересов человека. Для её построения взрослому очень важно быть внимательным к ребенку, активно слушать и слышать его интересы, собирать их и помогать структурировать. Это важный инструмент в условиях избыточных ресурсов среды.
У ребенка часто бывает много разных «хотелок»: сегодня ему интересно про животных, завтра мультики снимать, послезавтра танцевать или заниматься боксом. Что же со всем этим делать?
Ресурсы среды действительно избыточны. Три музыкальные школы, несколько катков, театры в домах творчества, спортивные секции, танцы, скалодром, батуты… Куда пойти, что попробовать? Вольно или невольно родители составляют карту в своей голове, которую можно перенести на бумагу.
Сам процесс составления такой карты, обеспечивает максимум вашего внимания к ребенку — совместность на материале, который вам взаимно интересен и близок, возможность творчески развивать и достраивать карту, ставить цели, оценивать потенциал и риски… Самый простой и очень схематический пример процесса построения такой карты мы приводим ниже.
Кейс
Папа: Аня, давай поговорим о твоих интересах.
Аня: Давай.
П: Я помню, ты что-то говорила про интерес к гитаре.
А: Да точно, я хочу играть на гитаре, а ещё я хочу ходить в бассейн.
П: Здорово!
Мама: Аня, а как же рисование?
А: Точно, ещё же рисование, его я тоже не хочу бросать.
П: Аня, правильно я тебя понял, что ты хочешь продолжить ходить на рисование, а также играть на гитаре и ходить в бассейн?
А: Да, мне всё это интересно.
П: Хорошо, давай подумаем, где и когда мы сможем это сделать.
М: Давайте составим список мест, где можно этим заниматься.
П: А потом нанесем их на карту.
А: О, круто! И тогда будет понятно, с чего я начну.
Алгоритм построения ресурсной карты
1. Выявить интересы (см. Активное слушание).
2. Составить список интересов, каждому из интересов присвоить какой-то символ (составить легенду к будущей карте).
3. Найти конкретные места, где можно развивать тот или иной интерес и составить из них список:
3.1 Уже знакомые места.
3.2 Поискать новые места в поисковых системах.
3.3 Спросить о таких местах у друзей/знакомых.
4. Начать рисовать карту:
4.1 В центре расположить свой дом.
4.2 Отметить важные точки - школа, бабушки и др. места, где бывает ребенок.
4.3 Отметить выбранные в п. 3 места на карте, стараясь учесть расстояния и направления.
5. Обсудить с ребенком получившуюся картинку, определить плюсы и минусы каждого варианта:
5.1 Сделать пометки на карте.
5.2 Сделать пометки в списке мест.
6. Составить план действий на ближайшее время.
  • Совместность детей и взрослых на значимом материале.
  • Обучение ребенка процессу визуализации своих интересов.
  • Структурирование интересов в пространстве.
  • Формирование общей картины интересов ребенка.
  • Формирование навыка планирования у ребенка.
  • Самостоятельная постановка целей ребенком.
  • Синхронизация общих интересов всей семьи.

Пример ресурсной карты

Что дает ресурсное картирование

Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie