На бытовом уровне кажется, что ребенок непостоянен — «он сам не знает, что ему надо», «выбери, наконец». И это действительно так — ребенок, которому 3−5-7 лет действительно пока не знает, что ему надо. Ему надо попробовать! Он мало знает о мире, у него мало опыта. Ведь только на основе пробы и опыта человек может сделать выбор. Если перевести «хотелки» ребенка на «научный» язык, то это будет звучать как «личностный интерес», «инициатива», «мечта» и даже просто «фантазия». Фрагменты, образы, факты реального мира цепляют его то красивой картинкой, то перспективой, то движением или звуком. «Много что хочу!» Как в этом многообразии разобраться и выбрать правильное направление?
Проще всего при выборе направления движения ориентироваться по карте. Ресурсное картирование — это построение карты возможностей для реализации интересов ребенка. Результат этой работы — это карта мест возможности реализации интересов человека. Для её построения взрослому очень важно быть внимательным к ребенку, активно слушать и слышать его интересы, собирать их и помогать структурировать. Это важный инструмент в условиях избыточных ресурсов среды.
У ребенка часто бывает много разных «хотелок»: сегодня ему интересно про животных, завтра мультики снимать, послезавтра танцевать или заниматься боксом. Что же со всем этим делать?
Ресурсы среды действительно избыточны. Три музыкальные школы, несколько катков, театры в домах творчества, спортивные секции, танцы, скалодром, батуты… Куда пойти, что попробовать? Вольно или невольно родители составляют карту в своей голове, которую можно перенести на бумагу.
Сам процесс составления такой карты, обеспечивает максимум вашего внимания к ребенку — совместность на материале, который вам взаимно интересен и близок, возможность творчески развивать и достраивать карту, ставить цели, оценивать потенциал и риски… Самый простой и очень схематический пример процесса построения такой карты мы приводим ниже.