В этом разделе мы поисследуем возможности для организации среды развития в домашних условиях. У всех родителей в доме есть так или иначе организованная развивающая среда: игрушки, настольные игры, наборы для сюжетно−ролевых игр, мозаики, альбомы и краски, материалы для творчества, книги… И если говорить об организации пространства, в котором каждый ребенок может найти приложение своим интересам, то оно должно соответствовать определенным требованиям или правилам. Если пространство, в котором доступ к различным ресурсам для своего развития имеют дети с разными интересами и потребностями, то это среда индивидуализации.
Представим ситуацию — в семье трое детей. Старший с ранних лет тяготел к естествознанию, интересовался циклом развития бабочки, среди игрушек преобладали динозавры, слоны и тигры. Средний ребенок могла часами делать поделки, клеить, мастерить, шить, рисовать. А младший интересовался железками, конструкторами и сломал в доме все модельки машинок. В доме куча разных заготовок и готовых продуктов, остатков творчества и гербариев, недорисованных картин на мольберте и забытых экспериментов. Все это может быть просто сложено в случайном порядке в одном месте, может быть спрятано по шкафам, а может быть… Структурировано в пространстве индивидуализации особым образом. Что же это за среда, в которой ребенок может иметь доступ к ресурсам, служащим основанием его развития?
В организации пространства индивидуализации дома можно взять за основу принципы построения пространства в Монтессори педагогике. Монтессори-среда состоит из специальных материалов и пособий (развивающих игр и предметов), занимаясь с которыми ребенок получает всестороннее развитие. Но самое главное, что материалы в среде структурированы определенным образом — по зонам. При этом организация работы со средой предполагает формирование аккуратности за счет алгоритма работы (игры) с материалами. Материалы в Монтессори­-среде расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно их достать и начать работу.
Зона практических навыков - это могут быть различные бизи-борды или бизи-доски, на которых ребенок будет практиковаться застегивать молнии, защелкивать защелки, работать со шуровками и т. п. Также там могут располагаться предметы и игрушки, связанные с бытовой деятельностью — уборка, стирка, глажка.
Зона творчества - предназначена для самовыражения ребенка, в ней можно разместить материалы, с помощью которых дети могут создавать свои произведения искусства. Это белая и цветная бумага, карандаши, краски, доска для рисования мелом и цветные мелки. Материалы для аппликаций и коллажей: ножницы, клей, картинки, вата, разноцветные нитки. Природные материалы: шишки, жёлуди, сухие цветы, крупы. Материалы для лепки: пластилин, глина или солёное тесто.
В зоне речевого развития можно расположить материалы для изучения букв, составления слогов, изучения новых слов, образования предложений (карточки, кубики с буквами и слогами). А также материалы и игры для координированной работы пальцев для подготовки к письму.
Набор материалов для сложения, вычитания, умножения и деления, понимания смысла арифметических действий могут располагаться в зоне математики. Это могут быть игры с счетными палочками или веретёнами, раскраски с заданиями на счет, карточки с цифрами, наборы геометрических фигур и пр.
Развитие мелкой моторики - особенно важно в раннем возрасте. В этой зоне могут располагаться различные сыпучие материалы (в том числе и крупы), которые ребенок может пересыпать сортировать пальчиками или при помощи пинцета, перекладывать в баночки с узким горлышком и т. п.
Зона естествознания формирует у ребенка представления об окружающем мире: начало изучения истории, географии, биологии и даже астрономии. Здесь могут быть комнатные растения, всевозможные карты, глобусы, календари, энциклопедии, наборы безопасных опытов, микроскоп и многое другое.
Зона сенсорного развития — направлена на деятельность связанную с познанием мира через органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние). В этой зоне дети в игровой форме могут учиться различать цвета, силу звука, форму, величину, длину, ширину, пробовать разные тактильные ощущения. Это могут быть, например, наборы музыкальных инструментов, тактильные мешочки, разноцветные стеклышки. В этой зоне дети расширяют спектр своего восприятия, развивают воображение и наблюдательность.

Пример организации пространства

Таким образом, пространство в доме можно структурировать, ориентируясь на те навыки, которые формируются у ребенка на данном этапе его развития. Для такого структурирования полезны открытые невысокие полки, на которых предметы и игрушки всегда находятся на одном и том же месте, и после использования возвращаются туда же. Для ребенка такая среда оказывается избыточной — в ней объектов больше, чем он может использовать в одно и то же время. Вариативной — предметы и объекты среды разнообразны. Открытой — на нее можно влиять, добавлять, возможно перестраивать. В процессе роста ребенка и смены интересов эти зоны можно менять, убирая одни и добавляя другие.

Вывод

Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie