В разделах, посвящённых Активному слушанию и Ресурсному картированию, мы описали, как эффективно взаимодействовать с ребенком и формулировать точки его интереса. В этом разделе мы расскажем о том, как спланировать реализацию конкретного интереса, на определенном отрезке времени. В этот инструмент входит следующий алгоритм действий:
1 - Выбор актуального интереса
2 - Выявление внешних и внутренних ресурсов
3 - Рефлексия процесса составления карты
3. Рефлексия процесса составления карты
Рефлексия составленной личностно-ресурсной карты состоит из двух частей: эмоциональной и содержательной.
  • Для реализации эмоциональной части можно задать ребенку такие вопросы: «как ты себя чувствуешь, глядя на свою карту?», «что тебе понравилось в процессе работы над картой?», «что тебе нравится, а что не нравится в получившейся карте?»
  • Содержательная часть предполагает вопросы: «чему ты научился в процессе создания карты?», «что узнал нового?», «какие части карты остались непонятны?»

Рефлексия позволяет развивать эмоциональный интеллект - ребенок возвращается к своим чувствам и опыту, осознает их, сравнивает с точкой начала. Таким образом реализуется связь между чувствами ребенка и их осознанием, что очень важно в личностном развитии.
1. Выбор актуального интереса
Задача этого этапа - постановка цели. Цели могут быть в следующих плоскостях:
  • Событийная цель (празднование дня рождения, поездка в отпуск, организация свободного времени)
  • Спортивная цель (выступить на соревнованиях, получить спортивный разряд)
  • Творческая цель (участвовать в спектакле, нарисовать картину, научиться играть на музыкальном инструменте)
  • Учебная цель (сдать экзамен, поступить в ВУЗ)
2. Выявление внешних и внутренних ресурсов
Задача данного этапа разложить все имеющиеся ресурсы по трём плоскостям:
  • Культурно-предметный слой - это все внешние возможности, которые могут помочь собрать информацию по имеющемуся интересу (ресурсы в интернете, книги, люди, сообщества, инструкции и т. д.)
  • Социальный слой - это место реализации замысла (выставки, конференции, соревнования, сборы, и т. д.)
  • Личностный - это всё, что есть у ребенка для достижения цели (навыки, опыт, компетенции, физические и психологические возможности, знания и т. д.)

Алгоритм построения личностно–ресурсной карты

Кейс
П: Ань, расскажи, какие у тебя успехи в плавании.
А: Мне нравится тренироваться и у меня появилась подруга Маша. На прошлых соревнованиях она заняла второе место и получила первый разряд. Теперь я тоже хочу.
П: Здорово! А у тебя уже есть план, как этого достичь?
А: Ну, я хожу на тренировки, но не знаю получится, или нет.
П: Я поддерживаю тебя в этом желании и могу помочь тебе в достижении цели.
А: Круто! А как мы это сделаем?
П: Для этого нам надо нарисовать план.
А: Ого, а это как? Наверное, это сложно?
П: Не переживай, я тебе помогу. Я буду задавать тебе вопросы, а ты будешь отвечать мне. Ответы я буду наносить на карту. Начнем! Что ты сейчас делаешь, чтобы выполнить разряд?
А: Хожу на тренировки, где тренер учит меня правильно плавать. А ещё я смотрю ролики в интернете.
П: Отлично. Сейчас я нанесу это на нашу карту (наносит).
А: О, как интересно получается, а мы можем ещё что-нибудь добавить на нашу карту?
П: Да, обязательно. Давай вместе подумаем, что ещё может помочь тебе в достижении цели. Бывает, что ты пропускаешь тренировки?
А: Да, если я не успеваю вовремя сделать уроки или опаздываю к началу тренировки.
П: Понятно. Значит тебе нужно хорошо учиться и быть дисциплинированной (дописывает на карту). А на соревнованиях ты плыла также уверенно как на тренировке?
А: Нет, я переживала и проиграла девочкам, которые уже участвовали в соревнованиях и ездили на сборы.
П: Понятно. Как ты думаешь, как это использовать?
А: Может мне тоже съездить на сборы? И поучаствовать ещё в каких-нибудь соревнованиях?
П: Здорово! Так и запишем (наносит на карту). Ты говорила, что смотришь ролики в интернете, а кроме этого, где ещё можно получить информацию о плаванье.
А: Маша рассказывала про интересную статью про мотивацию, а тренер говорил про книгу Майкла Фелпса… О, я поняла, значит мы тоже можем нанести это на карту!
П: Здорово! Тогда нарисуй их сама (Аня рисует).
А: Какая интересная получилась карта. Сколько у меня ещё есть возможностей чтобы прибавить в результатах! Думаю, если я буду всё это делать, то точно выполню разряд до нового года!

Личностно-ресурсная карта

  • Совместность обсуждения интересов ребенка.
  • Погружение родителя в интересы ребенка.
  • Формирование более глубоких и доверительных отношений.
  • Формирование навыка постановки цели у ребенка.
  • Расширение границ мышления ребенка.

Что дает личностно–ресурсное картирование

Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie