Термин «рефлексия» от лат. «reflectio» — «отражение», обозначает поворот внимания на себя, переосмысление своих действий и внутренний анализ. Таким образом фокус внимания обращен на собственное «Я», что способствует осваиванию способов познания и совершенствования себя.
Это важный аспект становления личности. Рефлексия поворачивает внимание к собственным мыслительным процессам, она используется в работе с чувствами и переживаниями.
Процесс рефлексии позволяет:
  • Контролировать мышление.
  • Оценивать логичность поступков, анализировать мысли.
  • Преобразовывать скрытые умения в инструменты для развития.
  • Избавляться от нерешительности и делать выбор.
  • Очищать сознание от лишних мыслей.
  • Определять поведенческие шаблоны и корректировать их.
Например, перед сном вы чувствуете себя раздосадованным, расстроенным, чувствуете, что днем была ситуация, когда вы хотели, но не смогли проявить гнев и это вас угнетает. Вы задумываетесь о том, что привело вас к гневу и как это повлияло на отношения с людьми в течение дня. Мысленно, перебирая события дня, вы находите первопричину плохого настроения, осознаете, что вы сделали и что не сделали, и ищете способы устранить ее в будущем. И вам становится легче, досада уходит и есть примерный план, как можно поступить в подобной ситуации в следующий раз.
Весь этот процесс взрослый может сам инициировать и реализовать у себя в голове самостоятельно. Но ребенку еще не достает знаний и опыта, чтобы разобраться со своими переживаниями. Поэтому так важно поговорить с ребенком перед сном. Вспомнить день, задать вопросы «что сегодня было хорошего?», «а что сегодня тебя расстроило?». Помочь ребенку «распутать узелочки проблем», выслушать обиды и помочь досказать недосказанное, сделать выводы и сформировать новые более успешные паттерны поведения.
Правила продуктивной рефлексии
  • Анализировать непривычные ситуации через несколько часов или дней после случившихся событий.
  • Каждый вечер обдумывать события прошедшего дня, обращая внимание на чувства и эмоции - что было некомфортно, раздражало, привело к неуверенности.
  • Тренировать объективное мышление - смотреть на ситуацию со стороны, а не из позиции внутреннего критика.
  • Анализировать отношение к окружающим - кто вызывает тревогу, что в поведении другого становится триггером?
  • Искать точки соприкосновения с людьми, позиция которых противоречит вашей. Понимая иную картину мира, вы активизируете рефлексию, которая помогает иначе взглянуть на происходящее, пересмотреть паттерны и стереотипы.
  • Учиться видеть ситуацию разносторонне - выделять минусы, искать сильные стороны, находить плюсы своего состояния, искать новые возможности.
Кейс
Папа: Аня, расскажи как прошли твои выходные?
Аня: Нормально.
П: Где ты побывала за эти два дня?
А: Ну, вчера я ночевала у бабушки, потом она отвезла меня на рисование. Вечером мы с тобой и мамой посмотрели мультик. А сегодня мы завтракали с друзьями в кафе. А потом я делала уроки.
П: Какие насыщенные выходные! А что тебе понравилось больше всего?
А: Мне понравилось на рисовании.
П: Расскажи про рисование, что было там интересного?
А: Мы рисовали Гуашью.
П: Что ты чувствовала?
А: Я так увлеклась рисованием, что забыла про перемену. Мне так хотелось сделать мамин портрет и подарить его ей.
П: У тебя получилось?
А: Дааааа, я успела, и мама очень порадовалась. Она любит получать такие подарки.
П: Здорово! А было ли что-то, что тебе не понравилось на выходных?
А: Мне не понравилось, как все прошло в кафе с друзьями…
П: А что именно было не так?
А: Ну, не знаю… Может быть, то, что там были только мальчики, а Варя и Маша не приехали.
П: Как ты себя чувства?
А: Мне было обидно, что мальчики играют без меня.
П: Ты обиделась на них, что они тебя не позвали?
А: Нет, они звали меня… Но я не стала играть…
П: А ты можешь объяснить, почему отказалась играть в их игру?
А: Ну… вообще я хотела играть в другую игру.
П: А их игра была не интересная?
А: Очень интересная, но я сначала не поняла правила… а потом уже не хотела проситься… хотя я бы поиграла.
П: Хорошо, я рад что ты разобралась. И как бы ты поступила в подобной ситуации в следующий раз?
А: Ммм… Думаю, я бы не стала скрывать свои чувства от других. Вместо этого так бы и сказала, что немного растерялась сначала. А потом бы все-таки предложила свою игру и объяснила ее правила.
П: Отличный вариант. Я рад, что мы поговорили!

Формирование рефлексии у ребенка

Вывод
  • Обсуждайте с ребёнком перед сном прошедший день, задавайте ему открытые вопросы, помогайте найти нужные определения для его чувств.
  • Заведите дома уголок настроения, где ребенок через символы и цвета сможет выражать свои состояния.
  • Обсуждайте с ребенком разные сюжеты сказок и мультфильмов, где герои принимают те или иные решения, попытайтесь вместе разобраться в причинах решений и чувствах героев.
  • В периоды наибольшего эмоционального напряжения не лишайте ребенка возможности выражать чувства.
  • Разговаривайте с ребёнком, помогая ему вербализировать и осознать свои состояния.
  • По итогам завершения новых задач ребенком, подтолкните его в сторону рефлексии, задавая вопросы, которые помогут проанализировать путь решения и сделать выводы.
Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie