«Сам сделал?» — этот вопрос мы задаем детям едва ли не каждый день. Мы ждем, что они будут самостоятельно убирать игрушки, делать уроки, собирать портфель. И часто испытываем разочарование, когда этого не происходит. Но что, если мы путаем два разных понятия — исполнительность и настоящую самостоятельность?
Исполнительность — это умение точно следовать инструкции. Поставить галочку напротив действия, которое тебе поручили. «Убери в комнате», «сделай третий номер» — ребенок-исполнитель может сделать это безупречно, но лишь тогда, когда ему указали, что именно и как делать. Его внутренний моторчик — это внешнее указание.
Самостоятельность — это гораздо более сложный и комплексный навык. Это внутренняя способность увидеть задачу, принять решение о ее выполнении, спланировать свои действия, найти ресурсы и довести начатое до конца, неся ответственность за результат.
Проще говоря, исполнительный ребенок ждет команды. Самостоятельный ребенок — сам становится капитаном своего корабля. Он не просто выполняет приказ «прибраться», а видит беспорядок, решает его устранить, достает пылесос, убирает и расставляет книги по полкам, а потом еще и проверяет, хорошо ли получилось.
Парадокс в том, что, требуя от ребенка «быть самостоятельным», мы часто на самом деле хотим от него лишь большей исполнительности. И сталкиваемся с сопротивлением, апатией или беспомощностью. Почему? Потому что самостоятельности нельзя научить приказом. Ей можно только научиться, проходя последовательные шаги — как поднимаясь по лестнице.
Мы познакомимся с простым, но мощным инструментом — «Картой самостоятельности». Она поможет вам понять, на какой ступеньке освоения того или иного навыка находится ваш ребенок, и самое главное — какую именно поддержку оказать вам, чтобы помочь ему сделать следующий шаг. Вы узнаете, почему семилетний сын может виртуозно готовить себе завтрак, но не в состоянии сесть за уроки без напоминания, и перестанете винить в этом его лень или свой провал в воспитании. Вы научитесь быть не надзирателем, требующим результата, а мудрым проводником, который знает, как помочь ребенку забраться на следующую ступеньку и ощутить радость от того, что он справился.