тьюторское путешествие

Часто мы делим путешествия на «городские» и «природные», думая, что готовиться к ним нужно по-разному. И отчасти так и есть, путешествие в разные среды требует разного снаряжения и разной подготовки.

Но что, если главный секрет успешной поездки — не в месте назначения, а в нашем подходе? Кейс, приведенный ниже, показывает, как две семьи, объединившиеся для совместного отдыха, используя единую стратегию, могут превратить в увлекательное приключение хоть выходные в шумном мегаполисе, хоть отпуск на природе.

Всё решает не точка на карте, а атмосфера совместного исследования, которую создают родители.
Кейс.
Наши герои: две семьи и три интереса.

  • Семья Ивановых:
Родители: Мария и Алексей, обом 35 лет. Любят активный отдых, ценят, когда дети увлечены, готовы поддерживать любые начинания.
Сын: Артём, 7 лет. Меломан и будущая рок-звезда. Воображает себя гитаристом, играет на всём, что напоминает гриф, даже на лопате. Занимается на укулеле. Энергичный, громкий, с ярким воображением.

  • Семья Петровых:
Родители: Ольга и Игорь, обоим 36 лет. Спортивная и творческая семья. Верят в гармоничное развитие.
Сын: Максим, 7 лет, одноклассник Артёма. Футбольный фанат, с 5 лет не пропустил ни одной тренировки. На поле — стремительный и целеустремлённый, в жизни — добрый и немного упрямый.
Дочь: София, 5 лет. Тихая, внимательная и созерцательная девочка. Обожает рисовать. Весь мир видит в красках, формах и линиях. Альбомы и коробка с карандашами — её главные спутники.

Именно этой разновозрастной команде, с разными интересами предстоит отправиться в два совершенно разных путешествия.

Единый план подготовки для любых путешествий.
Вне зависимости от того, куда вы едете (Казань, Ергаки или куда угодно), ваши действия состоят из трёх ключевых этапов:
1 этап

Вдохновение, запрос и разогрев интереса за 2 недели до поездки.
  • Соберите «Совет путешественников». Обсудите предстоящую поездку. Ваша задача — не объявить готовый план, а узнать ожидания каждого.
  • Задавайте детям открытые вопросы: «Казань/Егарки — какие они? Что ты слышал/знаешь об этом месте? Что хочешь там найти, увидеть, попробовать?» Артём захочет услышать новых исполнителей, Максим — организовать товарищеский матч с местными ребятами, а София — рисовать необычные домики и узоры.
  • Ищите информацию вместе. Не ищите всё за них. Сядьте за один компьютер: «Артём, давай погуглим, какие в Казани есть местные группы?», «Максим, давай посмотрим, когда играет Рубин, и сходим на их матч?», «София, давай найдём изображения татарских орнаментов, которые ты сможешь нарисовать».
2 этап

Создание «Карты приключений»
  • Визуализируйте ваши планы. Возьмите большой лист бумаги и нарисуйте условную карту.
  • Пусть каждый участник путешествия отметит 1−2 главных своих «хочу». Это не строгое расписание, а «карта», которая учитывает желания всех. Например: «В субботу утром — Кремль (здесь София рисует узоры, Артём ищет акустику площади), а после обеда — стадион (для Максима, а другие поддерживают)».
  • Придумайте общую легенду. Это сплотит компанию. Для Казани: «Мы — команда журналистов, ищем три секрета города: музыки, спорта и красок». Для Ергак: «Мы — отряд исследователей, которые ищут сокровища тайги: её звуки, краски и силу».
3 этап

Сбор «Рюкзака исследователя». Соберите не только вещи, но и инструменты для интересов.
  • В Казань: для Софии — блокнот и карандаши для зарисовок, для Артёма — наушники для прослушивания местной музыки, для Максима — мяч.
  • В Егарки: для всех — блокноты (Софии — для рисования, мальчикам — для записей и гербария), лупа, компас, коробочки для «сокровищ» (красивых камней, шишек и других интересных находок).
Проговорите правила и ожидания:
  • «Мы будем много ходить, иногда будет трудно, но мы — команда и будем помогать друг другу».
  • Без взрослых никуда не ходим.
  • Можем разделяться на мини группы, а потом объединяться и делиться друг с другом кто что видел, или наоборот, договориться, что нигде не разделяемся, а везде ходим вместе (здесь, как договорится команда).
Родитель—проводник. Четыре роли в одной.
Чтобы такой план сработал, родителю нужно совместить в себе четыре гибкие роли:

  1. Тьютор (помощник в поиске интереса).  Тот, кто не ведёт ребёнка за руку, а идёт рядом, помогая ему самому найти свой путь. Как применять? Спросить Артёма: «Какой гитарный рифф подошёл бы этому стадиону?», или Софию: «Каким цветом можно нарисовать запах хвои?».
  2. Ментор (наставник с опытом). Тот, кто делится знаниями и инструментами, а не делает всё за ребёнка.Как применять? Сказать Максиму: «Давай я покажу, как ориентироваться по карте», или Артёму: «Давай вместе узнаем, что это за группа «Смысловые Галлюцинации».
  3. Фасилитатор (организатор обсуждения). Тот, кто помогает всем высказаться и договориться, чтобы было хорошо каждому. Как применять? Вести семейный совет: «Итак, Артём хочет найти гитарный магазин, Максим — на стадион, а София — в сувенирную лавку. Давайте составим маршрут, чтобы успеть везде».
  4. Медиатор (миротворец). Тот, кто мягко гасит конфликты, помогая найти решение, которое устроит всех. Как применять? Предложить: «Я вижу, вы хотите разного. Давайте Артём с родителями идут смотреть гитары, в это время Максим с папой идут в музей ФК „Рубин“, а мама с Софией устроят возле стадиона пленэр, а после обеда всё это обсудим и обменяемся впечатлениями. Договорились?»

Суть в том, что вы не экскурсовод, а проводник в мир самостоятельных открытий ваших детей.
Важные советы родителю:
  1. Начинайте с вопросов, а не с ответов. Ваша цель — не показать ребёнку мир, а помочь ему самому этот мир увидеть и полюбить.
  2. Планируйте вместе. Совместный план, где учтены интересы всех — лучшая профилактика скуки и нытья.
  3. Будьте гибкими. Если София внезапно увлеклась не планом, а муравейником у тропинки — остановитесь. Настоящее приключение всегда здесь и сейчас.
  4. Помните, что вы — команда. Вы не обслуживающий персонал, а такие же участники приключения. Ваша задача — создать общее поле интереса и взаимной поддержки.
  5. Берите с собой друзей, старайтесь ехать не одной, а двумя-тремя, семьями. Так дети не всегда будут с родителями, а смогут организовывать свои игры, а родители в свою очередь, смогут пообщаться во взрослой компании.
Главный вывод
Неважно, едете вы в столицу или в лес, без цивилизации. Настоящее путешествие происходит не на карте, а в головах и сердцах участников, а ваша основная задача — создать пространство, в котором это путешествие сможет состояться.
Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie
ok